Турист Татьяна Маслобоева (Tat_jana_Masloboeva)
Татьяна Маслобоева
была 15 марта 2017 17:04
Фотоальбом

Храмы, Соборы

KODAK C360 ZOOM, Canon EOS 550D
7 8
Иркутская область, Иркутск — Россия Март 2013

В городе очень много странинных красивых Храмов и Соборов!

Золотая часовня - на площади Кирова
Золотая часовня - на площади Кирова
Часовня во имя Казанской иконы Божьей Матери была установлена на месте алтаря Казанского кафедрального собора, взорванного в 1932 году, и полностью копирует его купол. В основание часовни заложены камни из соборного фундамента. Торжественное освящение часовни состоялось 4 октября 2000 года.
Костел - органный зал
Костел - органный зал
собор Богоявления
собор Богоявления
Собор Богоявления Строительство: 1724-1726 гг. Адрес: ул. Нижняя Набережная Первоначальный деревянный храм был сооружен в 1693 г. Он сгорел в первом большом пожаре 1716 г. Каменный храм заложен в июле 1718г., первые престолы его освещены в 1726 г. В 1731 г. окончена кладка холодного Богоявленского храма. В землетрясении 1724 г. с собора слетел крест, а с колокольни упал шатер. При ремонте шатер заменен на купольное завершение. По двум ярусам колокольни в 1729 г. была устроена церковь Иоанна Воина, в 19 в. переустроена в церковную библиотеку. В 1764 г. к собору пристроены приделы: с правой стороны - Казанский предел Божьей Матери. Где была устроена усыпальница почивших иркутских архиереев, с левой стороны: Предел Иоанна Крестителя, который в 1869 г. переделан в ризницу. К теплому храму с севера пристроен предел Всех Святых, который был разрушен. В 1934 г. собор был закрыт. В настоящее время зданию в целом возвращен первоначальный вид. В конце 80-х гг. завершена реставрация собора, служившего долгое время выставочным комплексом. Собор явился как бы связующим звеном между архитектурой древнерусского посадского храма и приемами и формами барокко. Памятник имеет уникальное для Иркутска декоративное оформление многоцветными поливными изразцами с изображениями мифических животных и цветов.
собор Богоявления
собор Богоявления
Собор Богоявления Строительство: 1724-1726 гг. Адрес: ул. Нижняя Набережная Первоначальный деревянный храм был сооружен в 1693 г. Он сгорел в первом большом пожаре 1716 г. Каменный храм заложен в июле 1718г., первые престолы его освещены в 1726 г. В 1731 г. окончена кладка холодного Богоявленского храма.
Храм Спаса Нерукотворного
Храм Спаса Нерукотворного
Спасская цеpковь Архитектор: М.И. Долгих Адрес: Сухэ-Батора, 2 Спасская церковь – самая старая каменная постройка Восточной Сибири. Деревянная Спасская церковь была заложена в 1672 году. В 1706 году началось строительство новой каменной церкви Спаса Hеpукотвоpного Обpаза. В июне 1710 года оно было закончено. Освящена - в 1713 году. Как единственное сохранившееся острожное сооружение, Спасская церковь позволяет определить место и границы иркутского кремля, составлявшего в течение 150 лет центр города. Первоначально церковь была меньше по объему: колокольню пристроили позже, как и каменный двухэтажный придел с северной стороны. Кровля была выполнена из дерева. Оконные проемы на фасадах были совсем небольшими. Чтобы сберечь тепло в долгую зиму, все окна закрывались ставнями. Со временем в растесанные оконные проемы вставлены двойные остекленные рамы, тес уступил место кровельному железу. О существовании железных дверей и ставен напоминают лишь вмурованные в стены подставки. Однако изменения не заслонили ни живописной композиции основных объемов, ни богатейших дивных узоров на самой стене.
вид со сквера Кирова
Органный зал - Костел
Органный зал - Костел
Римско-католический костел Архитектор: И.Ф. Тамулевич, Строительство: 1881 – 1885 гг. Адрес: ул. Сухэ-Батора, 1 Вначале было деревянное здание, представляющее собой постройку на каменном фундаменте с двумя флигелями, общей площадью ок. 136 кв. м. Главный фасад прежде был выполнен в стиле классицизма, выходил на Тихвинскую площадь. В середине XIX в. в Иркутском костеле сделан капитальный ремонт, фасад частично реконструирован. Летом 1879 г. в огне большого иркутского пожара костел полностью сгорел. Новое здание костела - каменное выстроено на пожертвования поляков. Проект здания выполнен местным архитектором И. Ф. Тамулевичем и был утвержден в 1881г. Тогда же заложили фундамент, но строительство состоялось в 1884-1885 гг. По стилю сооружение относится к неоготике. Образ стройного, вытянутого вверх здания подчеркивают многочисленные фиалы, башенки по углам западного портала, щипцы торцевых стен. Каменная массивная ограда вокруг храма с симметрично расположенными воротами имеет тот же готический оттенок. Храм делится на три нефа двумя рядами колонн. Колонны чугунные, литые, при их установке применили новшество - полости колонн для большей устойчивости заполняли бетоном. Внутренняя отделка была осуществлена по рисункам В. Коперского. Высокие стрельчатые окна заполнены витражами. Новое здание костела было открыто в 1885 г. С 1938 г. прекращено использование костела по его прямому применению - как религиозно-культового сооружения. Здесь разместилась Восточно-Сибирская студия кинохроники. В 1974 -1978 гг. проведена реставрация здания по проекту Г. А. Вязуновой. После этого по решению городских властей в помещении бывшего костела открылся органный зал. Для этого по специальному заказу в ГДР изготовлен концертный орган известной фирмой Шуке.
часовня около храма Спаса Нерукотворного
часовня около храма Спаса Нерукотворного
ул. Сухэ-Батора
храм Спаса Нерукотворного
храм Спаса Нерукотворного
Собор БОГОЯВЛЕНИЯ
Собор БОГОЯВЛЕНИЯ
ул. Сухэ-Батора д. 2
Собор БОГОЯВЛЕНИЯ
Собор БОГОЯВЛЕНИЯ
Харлампиевская церковь
Харлампиевская церковь
Харлампиевская церковь Строительство: 1777 - 1779 гг. Адрес: ул. 5-й Армии, 59 Харлампиевская церковь построена на средства иркутского купца Б. Балашкина. Первоначальная композиция церкви складывалась из двух вертикальных объемов храма и колокольни. Трехсветный четверик храма возвышался над двухэтажной трапезной и алтарем и завершался малым световым восьмериком с барочной главкой. Ярусная колокольня - восьмерик на четверике завершалась куполом со стройным шпилем. С северной стороны располагается двухэтажный придел. Вход в церковь первоначально осуществлялся через парадное крылечко. В 1860 г. это крыльцо заменено на двухэтажный притвор, выполненный в стиле поздний классицизм. Декоративное оформление фасадов представлено в позднебарочных формах. Над осями оконных проемов расположен рельефный орнамент. Рисунок его состоит из криволинейных элементов и складывается в силуэт, напоминающий восточные головные уборы. Другой характер имеет рисунок картушей первого этажа, он идентичен орнаменту тотьменских храмов (Входо-Иерусалимскому и Рождественскому). Орнамент представляет собой часть кладки стены (в отличие от рисованных или лепных картушей), выступает над ее поверхностью и обрамляется лекальным кирпичом. По поводу орнаментального мотива картушей и зашифрованной информации в них интересное предположение высказывает С. Зайцев: "Картуш является символом мореплавания и открытий... он перекочевал на стены храмов с мореходной карты". Их мы находим на севере России в городе Тотьме (церкви Рождества-Христова и Входо-Иерусалимская) и на Урале в Великом Устюге (Никольская и Преображенская церкви). Эти памятники барокко, созданные в 70 - 90-е гг. XVIII в., несомненно, явились образцом для подражания при строительстве храмов Иркутска. Несколько десятков лет церковь стояла в руинах. В 2005 году начались реставрационные работы. Первый крест установили 14 октября 2005 г. Рассказывают, что после того, как подняли крест на купол, в небе появилась радуга.
Храм Никола Иннокентьевский
Храм Никола Иннокентьевский
Николо-Иннокентьевская церковь Архитектор: А.И.Лосев Строительство: 1859-1866 гг. Адрес: ул. Профсоюзная, 45а Возведена в Глазковском предместье, на левом берегу Ангары. В осенний и весенний периоды при отсутствии переправы через Ангару прихожане были лишены возможности посещать церковь в центре города и обратились в Иркутскую духовную консисторию с просьбой построить свою церковь. Преосвященный Евсевий, управляющий в то время Иркутской епархией, благословил строительство каменной церкви. Колокольню решили делать деревянной оштукатуренной, а сам храм каменным небольшим -одно престольным, посвященным двум святым Николаю Чудотворцу и Иннокентию, первому епископу Иркутскому. В 1858 г. комиссией утвержден: проект церкви и архитектором Бельневским выбрано место для строительства храма. 21 сентября 1859 г, церковь была освящена. Спустя четыре года с северной стороны пристраивается Успенский придел, освещенный в 1866 г. Так же были поставлены позолоченный резной иконостас и новая утварь. В 30-е гг. XX в. у Николо-Иннокентьевской церкви разобрали колокольню и венчающие части храма, надстроили второй этаж и все сооружение перекрыли общей металлической кровлей. Затем здание передали в ведомство иркутской киносети для устройства в нем кинотеатра, в результате чего последовала внутренняя перепланировка. В настоящее время храм отреставрирован. Композиция Николо-Иннокентьевской церкви отличается от предшествующих культовых построек эпохи классицизма, в ее основе лежит сочетание ярусной четвериковой колокольни под колпаком с кубическим объемом храма под двускатной кровлей с малым венчающим восьмериком. В плане продольная осевая композиция получила асимметричное решение с пристроем северного придела. Плоскости стен расчленены лопатками с прямоугольными филенками, рамочные наличники обрамляют оконные проемы.
Храм Преображения Господня
Храм Преображения Господня
Спасо-Преображенская церковь Архитектор: А.И.Лосев Строительство: 1795 - 1798 Адрес: переулок Волконского, 1а Церковь построена на пожертвования иркутских купцов С. Игнатьева и Я. Сухих. Планировочная структура церкви - четырех частная, осевая, симметричная. Церковь выстроена из кирпича, цоколь ограды - из больших блоков "серовичного камня". В конце XVIII в. барокко уступило место классицизму во многих городах. В Иркутске же, со свойственной провинции консервативностью, все еще возводятся барочные храмы. Но в то же время постройки этого периода знаменуют как бы переходный этап от барокко к классицизму. Одной из таких построек является Преображенская церковь. Влияние классицизма ощущается в формах и пропорциях восьмилоткового (почти сферического), четко вычерченного венчания. Постройку отличает очень скромный фасадный декор, в котором можно обнаружить сочетания некоторых барочных мотивов с элементами классики. Поверхности стен оставлены абсолютно гладкими, ранее они были окрашены, что контрастировало с белыми узкими пилястрами и наличниками. Кроме церкви сохранились ограда и дровяной навес, которые относятся к постройкам 1848 г. В настоящее время ансамбль церкви занимает центральное место в композиции историко-мемориального комплекса "Декабристы в Иркутске".
золотая часовня
золотая часовня
органный зал - Костел
органный зал - Костел
Храм Спаса Нерукотворного
Храм Спаса Нерукотворного
Храм Преображения Господня
Храм Преображения Господня
пер. Волконского 1-а
Церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня
Церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня
Крестовоздвиженская церковь Строительство: 1749 г. Адрес: ул. Седова, 1 Церковь заложили в 1747 г, а в 1757 г. был освящен главный холодный придел во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня. В 1860 г. старое крыльцо заменено на 2-х этажный притвор в стиле ампир. В конце XIX в. изменения завершены. Церковь была построена на средства иркутского купца-морехода Федора Щербакова на Крестовском холме, у подножия которого долгое время стоял древний деревянный крест. Удачное размещение храма на возвышении, у пересечения главных улиц города, обеспечивает цельное восприятие памятника среди сохранившейся деревянной застройки. Даже сейчас церковь остается одной из главных доминант центра города. Объемная композиция отличается оригинальным решением с размещением двух приделов в широкой трапезной. В наружных формах это отразилось в живописной компоновке венчающих восьмериков приделов, носящих подчиненный характер по отношению к главному храму. С западной стороны - вертикаль ярусной колокольни. Двухсветный четверик холодного храма завершается тремя контрастно убывающими малыми восьмериками. Фигурный купол храма и грушевидные венчания восьмериков приделов имеют очень сложный и напряженный абрис и пластику. В общей композиции церкви усматривается ступообразный принцип, навеянный буддийской архитектурой. Но свою известность Крестовоздвиженская церковь получила все-таки не из-за интересного объемно-планировочного решения, а благодаря уникальной декоративной пластике фасадов. Богатый орнамент заполняет все поле стены храма, почти не оставляя свободных плоскостей. Сложнейшие узоры созданы различными комбинациями геометрических фигур. Характер орнамента и скульптурная пластика стены вызывают ассоциации с восточными мотивами.
Знаменский Монастырь
Знаменский Монастырь
Знаменский монастырь Строительство: 1757- 1794 гг. Адрес: ул. Ангарская, 14 При основании монастыря была возведена первоначально деревянная церковь, но, выстроенная из сырого леса, она вскоре пришла в ветхость и в 1727 г. заменена на новую, тоже деревянную. Но и эта быстро обветшала, и в 1757 г. (по другим сведениям в 1751 г.) была заложена каменная Знаменская церковь. Строительство велось на средства иркутского купца Ивана Бичевина. Современный облик храма сложился в результате дополнения объемной композиции на протяжении всего XVIII и первой половины XIX вв. различными пристройками приделов, притворов и крылец. Первоначальная объемно-пространственная композиция отличалась лаконичностью. План имел четырех частное деление с последовательным расположением вдоль оси восток-запад притвора, трапезной, храма и алтаря. С северной стороны примыкал Николаевский придел (в 1760 г.). Главный престол во имя Знамения Пресвятой Богородицы освящен в 1762 г. и занимает четвериковое ядро церкви. В 1773 - 1787 гг., 1790 гг. "иждивением разных богомольцев" пристроен Казанский придел. Асимметрию и неуравновешенность планировочной структуре придало возведение Преображенского придела (в 1794 г.) с северной стороны от центрального столпа. В 1830 г. к паперти церкви было пристроено новое каменное крыльцо с двумя каменными палатками по бокам. В таком значительно измененном виде церковь дошла до нашего времени. Архитектура церкви близка древнерусскому зодчеству, это выражено в декоративном оформлении фасадов: спаренные колонки в углах четверика, кудри в обрамлении окон. Вместе с тем памятник несет элементы "сибирского барокко". Его особенности проявились в орнаментальной обработке поверхностей стен. Применение развитых карнизных тяг, рельефных композиций, составленных из сочетания простых фигур, придает специфику декоративному убранству
Казанская церковь
Казанская церковь
Казанская церковь Строительство: 1885- 1892 гг. Адрес: ул. Баррикад, 34 Построена в Ремесленной слободе потомственным гражданином А. М. Сибиряковым. Основание ее заложено 27 июля 1885 г., а окончено строительство с освящением трех приделов в 1892 г. Объемно-пространственная композиция постройки резко отличается от всех предшествующих ей культовых зданий города. Симметрию центрической структуры плана нарушает только пристрой колокольни с западной стороны. Объем церкви, в целом компактный, расчленен на ряд соподчиненных объемов, сгруппированных вокруг центрального столпа. Ядро храма завершается двенадцатигранным барабаном с граненным куполом. Более низкие приделы, апсиду и колокольню венчают одинаковые по форме восьмигранные барабаны в форме беседок под куполами. Подобное композиционное решение, когда различные по функциональному назначению части получают совершенно одинаковую трактовку объемов и планов, является новым для иркутских церквей. До сих пор всегда четко прослеживалось деление храма и алтаря, а также приделов. В Казанской церкви в привычную логику построения культового сооружения привнесены новые мотивы, усложняющие прочтение функционального назначения частей. Еще большее усложнение объемной композиции придает расположение по диагоналям ядра дополнительных башенок, завершенных шатрами. Башенки расположены за приделами восьмерикового в плане храма. Декор фасадов обилен и выполнен в сложных формах "стилевой" архитектуры конца XIX в. Модульоны, спаренные колонки, лучковые кокошники, филенки различных очертаний образуют насыщенную ткань декора. Казанская церковь является вертикальной доминантой среди окружающей ее малоэтажной застройки и поэтому сохранила свое значение в планировке города, зрительно связывая отдельные его районы.
СИНАГОГА
СИНАГОГА
Здание первой синагоги в Иркутске было заложено в 1878 году 10 мая. Строилась она по проекту, предложенному архитектором Кудельским, на деньги, пожертвованные будущими прихожанами синагоги и евреями. Синагога представляла собой Т-образное строение. К огромному сожалению, здание просуществовало совсем немного. Успели провести всего одну службу – молебен благодарности Александру II, после чего здесь случился огромный пожар, уничтоживший Иркутскую синагогу. Случилось это в 1882 году. К концу этого же года ее удалось восстановить на пожертвования. Огромный вклад в восстановление молитвенного дома внес иркутский купец первой гильдии, староста Олег Лейбович. Когда-то рядом с синагогой были расположены усадьбы евреев. Согласно данным на 1882 год, в Иркутской области больше 100 усадеб принадлежали еврейским семьям. К середине 90-х годов 19 века в синагоге была образована библиотека, которую создал И.Нейман. Это была одна из самых богатых библиотек Иркутска, в которой к 1915 году хранилось больше четырех тысяч книг. Содержание библиотеки поддерживалось на средства, поступавшие от еврейской общины и еврейского погребального братства. Надо отметить, что пожертвования были весьма щедрыми. Кроме того, члены общины приносили в фонд библиотеки ценные экземпляры книг. В 1932 году по личному распоряжению Сталина в СССР объявлена «безбожная пятилетка», что означало закрытие всех культовых религиозных учреждений на территории всего союза. Такие требования ввелись для того, чтобы люди полностью забыли Божье имя и не употребляли его. Однако вера это не поверхностное знание о Боге, о котором можно просто забыть. Искоренить веру из сердец людей оказалось непростой задачей, применяя даже самые жестокие меры, которыми только могли пользоваться в НКВД. Естественно в том году была упразднена синагога, книги частично были переведены в фонды городских библиотек, а в ее здании были размещены различные госучреждения. Во время и после войны в стенах иркутской синагоги были организованы также филиал мединститута, общежитие мединститута, проектная организация. Все имущество синагоги после ее упразднения сначала было передано в музей атеизма, а потом книги и все остальное распределили в два музея: краеведческий и художественный. До нашего времени сохранилось несколько книг в библиотеке Молчанова – Сибирского. В научной библиотеке госуниверситета в Иркутске сохранился древний свиток Торы. Также несколько редких экземпляров Талмуда, Мишны, То-сефты хранились в Областной публичной библиотеке края. Спустя 2 года после войны еврейской общине возвратили второй этаж здания. Однако деятельность не была продолжена вплоть до реконструкции синагоги в 1981 году. И только в 1993 году Иркутская синагога официально и полностью была возвращена еврейскому обществу. Через некоторое время здание еврейской синагоги вновь было серьезно повреждено вследствие сильного пожара, официальных данных о котором практически не сохранилось. Евреи в Иркутске говорят, что тушили синагогу восемь пожарных машин. Пожарным пришлось даже вскрыть купол и влить в здание несколько тонн воды. Опять же синагоге предстоял существенный ремонт. На реконструкцию были выделены средства из городского бюджета, которых на полное восстановление не хватало. Почти 10 лет здесь проводили небольшие косметические ремонты. В июле 2004 случился очередной третий пожар, новости о котором моментально были распространены средствами массовой информации. Было принято решение о перестройке здания синагоги с сохранением ее исторического внешнего вида. Средства на восстановление были пожертвованы членами иркутской еврейской религиозной общины, а также ощутимую помощь оказали спонсоры. В строительных работах принимали участие даже некоторые прихожане. Работы были окончены в запланированные сроки. В день 130-летия синагоги, исторического и архитектурного памятника, охраняемого государством, ее двери снова были открыты для прихожан. На торжественное открытие 24 февраля 2009 года был приглашен главный раввин Берл Лазар. По традиции у центрального входа в молитвенный зал он прикрепил свиток, называемый мезуза, на котором от руки написана молитва. Этот свиток из пергамента был изготовлен в Израиле специально для иркутской синагоги.
Комментарии к альбому